Инженерная геология для строительства и реконструкции объектов
Инженерно-геологические изыскания - качество, надежность, опыт
Тел. : +7-495-772-51-15
+7-925-772-51-15

Специалисты по инженерным изысканиям и их подготовка

В настоящее время в инженерных изысканиях применяются сложные машины и механизмы, приборы и оборудование, информационно-вычислительные комплексы и технологии. Это само собой подразумевает то, что изыскатель должен быть дипломированным специалистом - инженером широкого профиля. Он обязан понимать взаимодействия в системе "основание - фундамент - сооружение", для которой, собственно, и выполняются изыскания. Устойчивость сооружения существенно зависит от достоверности информации об инженерно-геологических условиях площадки строительства: физико-механических свойствах грунтов; исходного (природного) напряженного состояния грунтового массива; развития современных геологических процессов и др.

Экономика изысканий теснейшим образом связана со строительством и полностью зависит от реализации строительного проекта. Жизненный цикл строительства, состоящий из ряда этапов и представляющий собой сложнейший инвестиционно-технологический комплекс, должен быть в полной мере связан с проведением изыскательских работ, иначе говоря, каждому этапу строительного проекта должна предшествовать вполне определенная стадия изысканий. В соответствии с ныне действующими нормативными документами (СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства" и сопровождающими его Сводами правил) все материалы изысканий вписываются в проектную и разрешительную документацию для строительства.

Современная среда, изучаемая в ходе изысканий, в подавляющем большинстве случаев является природно-техногенной, а в ряде случаев - исключительно техногенной. Строительство, как правило, осуществляется в активной зоне существующих наземных и подземных сооружений, что требует от современного изыскателя знаний о существующих постройках, их конструктивных решениях, статической работе в изменяемой среде и технологиях возведения.

Проведение изысканий в пределах городской застройки, особенно в крупных городах и мегаполисах, осложнено наличием широко развитых инженерных сетей. Часть этих сетей уже заброшена и не используется, но они присутствуют в зоне изыскательских работ и являются неотъемлемым компонентом исследуемой при изысканиях поверхностной зоны земной коры.

В этой связи современному изыскателю нужны знания, умения и навыки по обнаружению на местности инженерных сетей; он должен знать их устройство, глубины заложения, способы строительства и эксплуатации. Ему необходимы знания о городской среде, в частности, благодаря активной застройке неудобий. В прошлые десятилетия, когда складывались учебные программы подготовки инженеров-геологов и инженеров-геодезистов, изыскивались площадки для строительства в неосвоенных районах, трассировались трансконтинентальные трубопроводы и осваивались районы грандиозных гидротехнических сооружений, тепловых и атомных электростанций. В этих условиях основным видом работ было инженерно-геологическое картирование.

Но если тогда решалась задача выбора места для сооружения в природной среде, то сейчас речь идет о включении новых сооружений в действующие природно-технические системы. Иначе говоря, прежде в первую очередь требовалось знание при родной среды, и поэтому специалистов-изыскателей готовили природоведческие вузы. В настоящее время для изыскателей существенно возросло значение технических знаний, в связи с чем их подготовка должна осуществляться техническими вузами.

Именно как вид строительства инженерные изыскания, безусловно, должны входить в сферу образовательной деятельности строительных и архитектурно-строительных университетов и факультетов. Эти вузы в настоящее время имеют качественное учебно-методическое обеспечение и значительный опыт в преподавании геодезии, инженерной геологии, экологии, гидравлики, строительных материалов, а также - при наличии гидротехнической специальности - речной гидрологии, гидрометрии и океанологии.

Геодезия в строительных вузах преподается в значительно большем объеме, чем на большинстве природоведческих факультетов университетов. Следует подчеркнуть, что преподается именно инженерная геодезия, востребованная на каждой строительной площадке, практикуемая каждым прорабом на этажах возводимого здания и при мониторинге в период эксплуатации зданий и сооружений. "Прогноз взаимодействия с окружающей средой" (по 4.1 СНиП 11-02-96) в строительных вузах осуществляют кафедры испытания сооружений и механики грунтов, оснований и фундаментов с применением современных информационных технологий, с учетом работы конструкций, этапности их возведения, и, вне всякого сомнения, на базе знаний о геологическом строении и геомеханических характеристиках геологической среды в трехмерном пространстве.

"Обоснование инженерной защиты" (по 4.1 и п. 4.3 СНиП 11-02-96) является темой дипломных проектов ряда строительных специальностей.

Подготовка инженеров-изыскателей в строительных вузах должна включать получение знаний в строительной области не только на стадии проектирования и возведения сооружений, но и на стадиях их эксплуатации, реконструкции и ликвидации. Для обеспечения безопасных условий эксплуатации сооружений повышенной ответственности, к числу которых относятся высотные здания, большепролетные сооружения, освоенное подземное пространство на большой глубине, необходима организация и проведение инструментальных режимных наблюдений за напряженно-деформированным состоянием не только несущих конструкций, но и грунтов в их основании.

Специалисты МГСУ уже имеют опыт подобного всестороннего мониторинга на ряде строящихся высотных зданий в Москве. В условиях рынка услуг важным аспектом является то, что все новые разработки преподавателей и сотрудников вузов становятся достоянием студентов, будущих инженеров-строителей, а в случае открытия специализации по инженерным изысканиям в строительстве - и для будущих инженеров-изыскателей.

Считаем необходимым отметить, что для базовых "изыскательских" наук - инженерной геодезии, инженерной геологии, инженерной гидрологии, экологии - в строительных вузах созданы и активно используются учебники и учебные пособия, ориентированные на студента, получающего профессию строителя; имеются базы для проведения учебной практики по инженерной геологии и инженерной геодезии, а в отдельных вузах даже гидрометрические посты и метеорологические станции; постепенно наращивается лабораторная база практики по инженерной экологии. Все виды учебной практики обеспечены методическим и дидактическим материалом, который сориентирован на региональные особенности вузов, что определяет практически полную востребованность выпускников строительным комплексом любого региона нашей страны.

В строительных и архитектурно-строительных вузах накоплен серьезный опыт создания специализаций по требованиям работодателей, особенно на базе примерного учебного плана подготовки дипломированного специалиста-инженера "Промышленное и гражданское строительство". То, что было возможно на базе Государственного образовательного стандарта (ГОСа) направления "Строительство" 2-го поколения, может быть успешно реализовано и на ГОСе 3-го поколения, так как имеющееся учебно-методическое обеспечение обладает гибким и универсальным характером, что в еще большей степени проявляется при использовании блочно-модульной методологии организации учебного процесса.

Какие же выводы следуют из всего сказанного?

1. Все более очевидной становится необходимость подготовки инженера-строителя со специализацией "Инженерные изыскания в строительстве", который будет знать все виды изысканий и сможет руководить комплексом таких работ. Он не призван заменить в изыскательском производстве узкоспециализированных выпускников геологических, геодезических, биолого-почвенных и географических факультетов, но должен стать связующим звеном между узкими специалистами и классическими инженерами-строителями, тем организатором, который крайне необходим не только на всех стадиях изысканий, но и в процессе строительства, эксплуатации и ликвидации сооружений. На малых объектах специалист такого профиля сможет комплексно решать задачи изысканий и даже переходить непосредственно к строительству объекта.

2. Современные строительные и архитектурно-строительные университеты и аналогичные им факультеты технических университетов способны решить задачу подготовки инженера, специализирующегося в области изысканий, поскольку уже более 10 лет наряду с традиционными кафедрами инженерной геологии, инженерной геодезии, механики грунтов и гидравлики в них созданы экологические кафедры, а отдельные традиционные кафедры по строительным дисциплинам перепрофилированы на проблемы защиты окружающей среды инженерными средствами.

3. Руководство формированием образовательного процесса по специализации "Инженерные изыскания в строительстве" может быть возложено на Московский государственный строительный университет, поскольку он имеет успешный опыт создания и реализации образовательных программ по весьма востребованной специализации "Основания и фундаменты", по специализациям "Очистка промышленных стоков", "Экология городской среды", по специальностям "Инженерная защита окружающей среды", "Комплексное использование и охрана водной среды" и ряду других, которые готовят инженеров, работающих на стыке природы и сооружения. В этот представительный ряд легко впишется специализация "Инженерные изыскания в строительстве", так как учебно-методическое обеспечение и контингент преподавателей МГСУ позволяют как организационно, так и содержательно уже в течение ближайшие годы обеспечить выпуск первых изыскателей на базе откорректированного учебного плана специальности "Промышленное и гражданское строительство".

4. В качестве базовой выпускающей кафедры для реализации образовательной программы специализации "Инженерные изыскания в строительстве" - своеобразной экспериментальной площадки - может быть рекомендована кафедра инженерной геологии и геоэкологии МГСУ. Коллектив кафедры имеет многолетний опыт преподавания основ инженерных, главным образом, инженерно-геологических изысканий для всех строительных специальностей в рамках дисциплины "Инженерная геология", а также опыт организации и надлежащее учебно-методическое обеспечение инженерно-геологической практики изыскательской направленности, опыт курсового и дипломного проектирования по разделам "Инженерная геология" и "Охрана окружающей среды", квалифицированные кадры преподавателей и методистов.

Кафедра инженерной геологии и геоэкологии в течение всего времени своего существования вела и продолжает успешно вести научные исследования и инженерные изыскания для разнообразных видов строительства, включая промышленные, гражданские, гидротехнические, энергетические и природоохранные объекты вплоть до 1-го уровня ответственности. Преподаватели кафедры инженерной геологии и геоэкологии участвовали в создании всех поколений СНиПов по инженерным изысканиям для строительства и соответствующих Сводов правил, а также различных ГОСТов,ТСН, ВСН и т.д.

Авторы материала: В.Теличенко, С.Чернышев, А.Потапов, 3.Тер-Мартяросян, М.Зерцапов

Сегодня: 04.05.2012

Быстрый переход: Главная - Зачем нужны инженерно-геологические изыскания - Специалисты по инженерным изысканиям и их подготовка

Инженерная геология

Ищете качество, надежность и опыт? Тех, кто не подведет ни в техническом, ни в организационном плане? Считайте, что нашли. Наша компания осуществляет деятельность в области инженерно-геологических изысканий с 1992 года. В штате только аттестованные специалисты с высшим профильным образованием и с серьезным опытом практической работы.

Предлагаем свои услуги юридическим и физическим лицам в Московском и близлежащих регионах. С нами работать удобно. Мы - признанные в инженерной среде профессионалы, которые любят и отлично знают свое дело.